Michael Nesler (ex Cabrinha dabar Jn-kites) poziuris i BOW

Данная статья - это попытка разобраться в новомодных течениях в кайтостроении, более точно описать все то, что приносят нам новые конструкторские течения в данном случае это BOW-кайты. Для это мы привлекли одного из лучших специалистов в кайтовом мире – это Главный дизайнер компании JN-KITESPORTS Michael Nesler.
Итак первый вопрос:
Корреспондент: В настоящий момент царит большая неразбериха в ситуации со всеми теми новыми кайтами, которые многие компании выпустят в будущем (текущем) году. Помогите мне, пожалуйста, разобраться, в чём именно заключается различие между Bow-кайтом (плоским кайтом), типа Cabrinha Crossbow и плоским кайтом Takoon Nova, а также между кайтом SLE (Supported Leading Edge-с опорной передней кромкой), типа новой модели Naish Shockwave и флэт-кайтами (плоскими кайтами), типа модели Globerider Sonic?
Неслер: Различие заключается, главным образом, в терминологии и рекламной кампании кайта.
На данный момент для всех флэт-кайтов было необходимым наличие «опорной передней кромки» для получения дугообразного широкого баллона с открытой кромкой. Если посмотреть спереди, то традиционный кайт имеет более выраженную С-образную форму, а флэт-кайт, Bow-кайт или кайт SLE имеет более значительную проектируемую площадь. Опору (подложку), которая сохраняет ширину дуги (ARС) плоского кайта и весьма ощутимую жёсткость переднего баллона, получают за счёт более или менее сложной настройки стропной системы. Мы планируем изменить это, используя кайт WT 2 (Wild Thing).
Корреспондент: Будет ли система «дипауэр» кайта предметом горячего обсуждения в будущем году? Стресс - характерен для кайтсерфинга, и в то же время отсутствие страха во время катания сделает кайтсерфинг привлекательным для большой группы новичков. Вы согласны?
Неслер: Моим ответом будет дерзкое «да». Однако я хотел бы добавить то, что я провожу различие между двумя абсолютно разными режимами работы системы «дипауэра».
Режим работы «дипауэра» № 1: Способность полностью ослаблять мощность и тягу кайта в аварийной ситуации, не исключая при этом способности к повторному старту. Пятая стропа и некоторые другие системы на С-образных кайтах с традиционной кривизной и
более плоские Bow-кайты уже с успехом справились с этой проблемой. Без сомнения, в ближайшем будущем последуют улучшения в этой области.
Режим работы «дипауэра» № 2: Способность регулировать скорость полёта кайта и тягу (подъём) кайта в соответствии с ветровыми условиями. Это позволяет райдеру охватить широкий ветровой диапазон, используя кайт одного размера.
Система дипауэра, рассматриваемая в качестве эффективной системы безопасности, несомненно, явится важной темой обсуждения в будущем году. Дипауэр, являясь динамическим регулировочным приспособлением во время полёта (100 процентное уменьшение энергии дипауэра, если кайт находится в зените) будет удовлетворительно работать только в том случае, если райдер сможет эффективно настроить кайт к изменяющемуся ветровому режиму или совершению манёвров без ущерба для аэродинамических характеристик кайта.
Корреспондент: Хорошо, во-первых, полный дипауэр в аварийной ситуации – это движение исключительно вперёд: оставьте кайт на одной стропе и он потеряет свою мощность. Как именно работает система «дипауэр» во время полёта, когда ветер поднимается?
Неслер: Соотношение между скоростью полёта (силы сопротивления = сопротивление трения + сопротивление скоростному напору) и тягой (подъём = подъёмные силы, приводящие к тому, что райдер не способен сохранить направление движения и теряет управление кайтом) определяет аэродинамические возможности кайта. Это соотношение можно регулировать во время полёта путём изменения угла атаки кайта к ветру (то есть установка кайта под углом, натянув на себя планку на кайте с четырьмя стропами или, используя другие меры, например, изменяемую кривизну купола кайта или системы, схожие с самолётными элеронами. В кайтах эта технология находится только на начальных этапах развития.
В обоих конструкторских решениях – и в Bow-кайтах и в С-образных кайтах мощность легко уменьшается путём изменения угла атаки (райдер отпускает планку). На bow-кайтах возможна резкая перемена угла атаки; у С-образных кайтов эта способность более ограничена. Тем не менее, на Bow-кайте, не говоря уже о кайте с очень точной настройкой (имеется в виду положение планки кайта) натяжение или отпускание планки приводит к неприемлемому соотношению подъём/скорость и сниженная манёвренность. В действительности, когда райдеру приходится противостоять порывистым ветрам или волнению на море, управление Bow-кайтом зачастую производится, когда его настройка далека от оптимальной.
Корреспондент: Объясните, пожалуйста, каким образом компания JN Kitesports решает сложную задачу обеспечения 100% -ого дипауэра на новых кайтах Wild Thing 2? Вы что, изменили форму, удвоили длину дипауэра на планке или спроектировали систему Bridle на переднем баллоне? Или секрет заключается в другом?
Неслер: Кайт Wild Thing является моделью смешанного типа. 100%-ный дипауэр для аварийных ситуаций и лёгкого повторного старта надёжно работает с пятой стропой. Динамичный дипауэр во время полёта работает с чрезвычайно быстрой скоростью регулировки для достижения оптимального положения при полёте в ветровом окне. Мы использовали новую концепцию для кайта Wild Thing 2 для того, чтобы добиться более плоской и более открытой формы, исключая при этом необходимость полагаться на стропную систему (т.е. на настройку задней кромки, обеспечивающей больший эффект открытия или закрытия кайта). Профиль, центр тяжести и контур спроектированы таким образом, чтобы кайт летал очень быстро к краю ветрового окна, что приводит к существенному уменьшению тяги, однако аэродинамические качества при этом не страдают. В результате кайт WT 2 обладает такой же или даже ещё большей, исключительной тягой и подъёмной силой, что и кайт WT 1.
Корреспондент: Если в Bow-кайтах, в принципе, мощность уменьшается лучше, чем в С-образных кайтах, тогда почему вы подошли к идее создания кайта смешанного типа вместо того, чтобы разработать концепцию Bow-кайта.? Что вы думаете об аэродинамических недостатках Bow-кайтов?
Неслер: У Bow-кайтов есть три существенных недостатка: Во-первых: ограниченная манёвренность. Вы можете попытаться преодолеть её за счёт усиления «эффекта рычага», используя многочисленные шкивы. Данная мера делает использование рулевой системы кайта второстепенным и здесь возникает трудность в предсказании направления движения кайта. Во-вторых: нелинейный характер потенциала аэродинамической мощности во время изменения скорости полёта кайта: т. е скорее двухпозиционное ощущение на планке, нежели плавный рост тяги, особенно при совершении манёвров.
И, наконец, последний недостаток: Относительно низкий потенциал мощности во время поворотов (которых нам приходится делать немало) для данной площади купола. Это важный момент, поэтому я объясню поподробнее.
Управление Bow- кайтом частично осуществляется за счёт сил сопротивления, вызванных весьма жёстким передним баллоном, снабжённым стропной системой. Весь кайт становится скрученным. Представьте себе, что вы тормозите машину, заблокировав колёса с каждой стороны. Каждое применение рулевой системы неизбежно уменьшает скорость полёта и при совершении поворота может быть задействовано меньше мощности кайта.
На быстрых поворотах ваш кайт будет терять тягу. С-образные кайты поворачивают главным образом за счёт перекручивания вокруг своей оси, наподобие спойлера, отклоняющего воздушный поток и задающего кайту новое направление. Просто концы точнее их плоскости пересекаются, и важная средняя часть сохраняет свой оптимальный угол по отношению к ветру. Скорость перемещения почти не изменяется на всём протяжении полёта.
Корреспондент: Прекрасно. Всё становится понятным. Однако, как компания JN будет избегать или обходить недостатки и по-прежнему сохранять превосходство дипауэра, характерное для Bow-кайтов?
Неслер: Кайт WT 2 спроектирован с использованием самой широкой по конфигурации арки, но по-прежнему с надеждой на конструкционную устойчивость переднего баллона (идею спроектировать размах крыла на высоком уровне компания JN уже претворила в кайте Primadonna, осуществив её максимально). Компьютер рассчитал форму переднего баллона, а особая технология пошива позволяет нам радикально улучшить его устойчивость. На это ушло много работы, сейчас всё это запатентовано и работает, принося удовольствие. Форма переднего баллона кайта WT 2 не такая плоская, как передний баллон кайта Crossbow, но вероятно гораздо более плоская, чем баллон кайта Switchblade. Кайт WT 2 по-прежнему осуществляет повороты, как и традиционный C-образный кайт, то есть путём скручивания. Поэтому кайт WT 2 не испытывает каких-либо проблем из-за нижних сторон, сделанных по принципу bow- кайта. Кайта WT 2 спроектирована для того, чтобы летать на простой планке с четырьмя или пятью стропами, без каких-либо шкивов. Кайт WT 2 эффективно работает на полной длине дипауэра.
Корреспондент: Плоская форма, как у кайта Crossbow, приводит к уменьшению сопротивления и, следовательно, он глубже проникает в ветровое окно. Кроме того, несложно осуществлять повторный старт. Не являются ли С-образные кайты устаревшими в настоящее время? Насколько долго нам предстоит ещё видеть С-образные кайты?
Неслер: Плоская форма, как у кайта Crossbow, приводит к уменьшению сопротивления и, следовательно, он глубже проникает в ветровое окно. Данная теория ещё не подтвердилась, в действительности же, на практике было доказано совершенно противоположное: плоская форма купола кайта позволяет bow-кайту глубже проникать в ветровое окно - да, это действительно так, но только за счёт подъёма. Вы можете теоретически спроектировать С-образный кайт с плоской формой купола, который глубже проникает в ветровое окно, чем bow-кайт. Ни у кого бы не возникло желания быть обладателем такого кайта, поскольку он не обладает подъёмной силой для совершения прыжков.
Bow-кайты легко производят повторный старт при условии, что стропная система не запутывается и кайт не выворачивается наизнанку, потому что у этих кайтов при нахождении на воде задействован минимальный профиль. Это означает то, что они опрокидываются легче, чем С-образный кайт, который имеет больше контакта с водной поверхностью. Пятая стропа легко справляется с этой проблемой.
При наличии всего этого активного рекламного бума в отношении bow- кайтов, людей привлекает одна характерная особенность, которая никогда бы не привлекла их в современном С-образном кайте: нелинейный характер развития мощности. Сегодня мы имеем возможность строить С-образные кайты, которые в значительной степени превосходят конструкторскую идею bow-кайтов по потенциалу мощности и манёвренности. Проблема заключается в том, что райдеру самому приходится осуществлять регулировку угла атаки, в то время как стропная система и форма bow-кайта делают это за него автоматически. Для меня нет сомнений в том, что концепция bow-кайта является более простой для райдера и, следовательно, более безопасной. Новый кайт WT 2 спроектирован для того, чтобы обеспечить оптимальную стропную систему для переднего баллона. Стропная система (если вы решите ее использовать) устанавливается на кайт WT 2 в режим автоматического пилотирования для менее опытных райдеров.
Итак первый вопрос:
Корреспондент: В настоящий момент царит большая неразбериха в ситуации со всеми теми новыми кайтами, которые многие компании выпустят в будущем (текущем) году. Помогите мне, пожалуйста, разобраться, в чём именно заключается различие между Bow-кайтом (плоским кайтом), типа Cabrinha Crossbow и плоским кайтом Takoon Nova, а также между кайтом SLE (Supported Leading Edge-с опорной передней кромкой), типа новой модели Naish Shockwave и флэт-кайтами (плоскими кайтами), типа модели Globerider Sonic?
Неслер: Различие заключается, главным образом, в терминологии и рекламной кампании кайта.
На данный момент для всех флэт-кайтов было необходимым наличие «опорной передней кромки» для получения дугообразного широкого баллона с открытой кромкой. Если посмотреть спереди, то традиционный кайт имеет более выраженную С-образную форму, а флэт-кайт, Bow-кайт или кайт SLE имеет более значительную проектируемую площадь. Опору (подложку), которая сохраняет ширину дуги (ARС) плоского кайта и весьма ощутимую жёсткость переднего баллона, получают за счёт более или менее сложной настройки стропной системы. Мы планируем изменить это, используя кайт WT 2 (Wild Thing).
Корреспондент: Будет ли система «дипауэр» кайта предметом горячего обсуждения в будущем году? Стресс - характерен для кайтсерфинга, и в то же время отсутствие страха во время катания сделает кайтсерфинг привлекательным для большой группы новичков. Вы согласны?
Неслер: Моим ответом будет дерзкое «да». Однако я хотел бы добавить то, что я провожу различие между двумя абсолютно разными режимами работы системы «дипауэра».
Режим работы «дипауэра» № 1: Способность полностью ослаблять мощность и тягу кайта в аварийной ситуации, не исключая при этом способности к повторному старту. Пятая стропа и некоторые другие системы на С-образных кайтах с традиционной кривизной и
более плоские Bow-кайты уже с успехом справились с этой проблемой. Без сомнения, в ближайшем будущем последуют улучшения в этой области.
Режим работы «дипауэра» № 2: Способность регулировать скорость полёта кайта и тягу (подъём) кайта в соответствии с ветровыми условиями. Это позволяет райдеру охватить широкий ветровой диапазон, используя кайт одного размера.
Система дипауэра, рассматриваемая в качестве эффективной системы безопасности, несомненно, явится важной темой обсуждения в будущем году. Дипауэр, являясь динамическим регулировочным приспособлением во время полёта (100 процентное уменьшение энергии дипауэра, если кайт находится в зените) будет удовлетворительно работать только в том случае, если райдер сможет эффективно настроить кайт к изменяющемуся ветровому режиму или совершению манёвров без ущерба для аэродинамических характеристик кайта.
Корреспондент: Хорошо, во-первых, полный дипауэр в аварийной ситуации – это движение исключительно вперёд: оставьте кайт на одной стропе и он потеряет свою мощность. Как именно работает система «дипауэр» во время полёта, когда ветер поднимается?
Неслер: Соотношение между скоростью полёта (силы сопротивления = сопротивление трения + сопротивление скоростному напору) и тягой (подъём = подъёмные силы, приводящие к тому, что райдер не способен сохранить направление движения и теряет управление кайтом) определяет аэродинамические возможности кайта. Это соотношение можно регулировать во время полёта путём изменения угла атаки кайта к ветру (то есть установка кайта под углом, натянув на себя планку на кайте с четырьмя стропами или, используя другие меры, например, изменяемую кривизну купола кайта или системы, схожие с самолётными элеронами. В кайтах эта технология находится только на начальных этапах развития.
В обоих конструкторских решениях – и в Bow-кайтах и в С-образных кайтах мощность легко уменьшается путём изменения угла атаки (райдер отпускает планку). На bow-кайтах возможна резкая перемена угла атаки; у С-образных кайтов эта способность более ограничена. Тем не менее, на Bow-кайте, не говоря уже о кайте с очень точной настройкой (имеется в виду положение планки кайта) натяжение или отпускание планки приводит к неприемлемому соотношению подъём/скорость и сниженная манёвренность. В действительности, когда райдеру приходится противостоять порывистым ветрам или волнению на море, управление Bow-кайтом зачастую производится, когда его настройка далека от оптимальной.
Корреспондент: Объясните, пожалуйста, каким образом компания JN Kitesports решает сложную задачу обеспечения 100% -ого дипауэра на новых кайтах Wild Thing 2? Вы что, изменили форму, удвоили длину дипауэра на планке или спроектировали систему Bridle на переднем баллоне? Или секрет заключается в другом?
Неслер: Кайт Wild Thing является моделью смешанного типа. 100%-ный дипауэр для аварийных ситуаций и лёгкого повторного старта надёжно работает с пятой стропой. Динамичный дипауэр во время полёта работает с чрезвычайно быстрой скоростью регулировки для достижения оптимального положения при полёте в ветровом окне. Мы использовали новую концепцию для кайта Wild Thing 2 для того, чтобы добиться более плоской и более открытой формы, исключая при этом необходимость полагаться на стропную систему (т.е. на настройку задней кромки, обеспечивающей больший эффект открытия или закрытия кайта). Профиль, центр тяжести и контур спроектированы таким образом, чтобы кайт летал очень быстро к краю ветрового окна, что приводит к существенному уменьшению тяги, однако аэродинамические качества при этом не страдают. В результате кайт WT 2 обладает такой же или даже ещё большей, исключительной тягой и подъёмной силой, что и кайт WT 1.
Корреспондент: Если в Bow-кайтах, в принципе, мощность уменьшается лучше, чем в С-образных кайтах, тогда почему вы подошли к идее создания кайта смешанного типа вместо того, чтобы разработать концепцию Bow-кайта.? Что вы думаете об аэродинамических недостатках Bow-кайтов?
Неслер: У Bow-кайтов есть три существенных недостатка: Во-первых: ограниченная манёвренность. Вы можете попытаться преодолеть её за счёт усиления «эффекта рычага», используя многочисленные шкивы. Данная мера делает использование рулевой системы кайта второстепенным и здесь возникает трудность в предсказании направления движения кайта. Во-вторых: нелинейный характер потенциала аэродинамической мощности во время изменения скорости полёта кайта: т. е скорее двухпозиционное ощущение на планке, нежели плавный рост тяги, особенно при совершении манёвров.
И, наконец, последний недостаток: Относительно низкий потенциал мощности во время поворотов (которых нам приходится делать немало) для данной площади купола. Это важный момент, поэтому я объясню поподробнее.
Управление Bow- кайтом частично осуществляется за счёт сил сопротивления, вызванных весьма жёстким передним баллоном, снабжённым стропной системой. Весь кайт становится скрученным. Представьте себе, что вы тормозите машину, заблокировав колёса с каждой стороны. Каждое применение рулевой системы неизбежно уменьшает скорость полёта и при совершении поворота может быть задействовано меньше мощности кайта.
На быстрых поворотах ваш кайт будет терять тягу. С-образные кайты поворачивают главным образом за счёт перекручивания вокруг своей оси, наподобие спойлера, отклоняющего воздушный поток и задающего кайту новое направление. Просто концы точнее их плоскости пересекаются, и важная средняя часть сохраняет свой оптимальный угол по отношению к ветру. Скорость перемещения почти не изменяется на всём протяжении полёта.
Корреспондент: Прекрасно. Всё становится понятным. Однако, как компания JN будет избегать или обходить недостатки и по-прежнему сохранять превосходство дипауэра, характерное для Bow-кайтов?
Неслер: Кайт WT 2 спроектирован с использованием самой широкой по конфигурации арки, но по-прежнему с надеждой на конструкционную устойчивость переднего баллона (идею спроектировать размах крыла на высоком уровне компания JN уже претворила в кайте Primadonna, осуществив её максимально). Компьютер рассчитал форму переднего баллона, а особая технология пошива позволяет нам радикально улучшить его устойчивость. На это ушло много работы, сейчас всё это запатентовано и работает, принося удовольствие. Форма переднего баллона кайта WT 2 не такая плоская, как передний баллон кайта Crossbow, но вероятно гораздо более плоская, чем баллон кайта Switchblade. Кайт WT 2 по-прежнему осуществляет повороты, как и традиционный C-образный кайт, то есть путём скручивания. Поэтому кайт WT 2 не испытывает каких-либо проблем из-за нижних сторон, сделанных по принципу bow- кайта. Кайта WT 2 спроектирована для того, чтобы летать на простой планке с четырьмя или пятью стропами, без каких-либо шкивов. Кайт WT 2 эффективно работает на полной длине дипауэра.
Корреспондент: Плоская форма, как у кайта Crossbow, приводит к уменьшению сопротивления и, следовательно, он глубже проникает в ветровое окно. Кроме того, несложно осуществлять повторный старт. Не являются ли С-образные кайты устаревшими в настоящее время? Насколько долго нам предстоит ещё видеть С-образные кайты?
Неслер: Плоская форма, как у кайта Crossbow, приводит к уменьшению сопротивления и, следовательно, он глубже проникает в ветровое окно. Данная теория ещё не подтвердилась, в действительности же, на практике было доказано совершенно противоположное: плоская форма купола кайта позволяет bow-кайту глубже проникать в ветровое окно - да, это действительно так, но только за счёт подъёма. Вы можете теоретически спроектировать С-образный кайт с плоской формой купола, который глубже проникает в ветровое окно, чем bow-кайт. Ни у кого бы не возникло желания быть обладателем такого кайта, поскольку он не обладает подъёмной силой для совершения прыжков.
Bow-кайты легко производят повторный старт при условии, что стропная система не запутывается и кайт не выворачивается наизнанку, потому что у этих кайтов при нахождении на воде задействован минимальный профиль. Это означает то, что они опрокидываются легче, чем С-образный кайт, который имеет больше контакта с водной поверхностью. Пятая стропа легко справляется с этой проблемой.
При наличии всего этого активного рекламного бума в отношении bow- кайтов, людей привлекает одна характерная особенность, которая никогда бы не привлекла их в современном С-образном кайте: нелинейный характер развития мощности. Сегодня мы имеем возможность строить С-образные кайты, которые в значительной степени превосходят конструкторскую идею bow-кайтов по потенциалу мощности и манёвренности. Проблема заключается в том, что райдеру самому приходится осуществлять регулировку угла атаки, в то время как стропная система и форма bow-кайта делают это за него автоматически. Для меня нет сомнений в том, что концепция bow-кайта является более простой для райдера и, следовательно, более безопасной. Новый кайт WT 2 спроектирован для того, чтобы обеспечить оптимальную стропную систему для переднего баллона. Стропная система (если вы решите ее использовать) устанавливается на кайт WT 2 в режим автоматического пилотирования для менее опытных райдеров.